Дополнительные операции с кинопленками: очистить, увлажнить и сохранить
Кинопленка интенсивно загрязняется в процессах обработки, во время хранения и эксплуатации. Больше всего кинопленку загрязняют пыль и волокна, которые притягиваются ею за счет электростатического электричества, возникающего во время перемотки и прохождения через лентопротяжный тракт аппаратов, а также за счет молекулярного сцепления
Загрязняют кинопленку различные цветные пятна, порошкообразные налеты, остающиеся после недостаточно тщательной промывки в воде.
Для чистки кинопленки могут применяться следующие вещества: 1) четыреххлористый углерод, 2) метиленхлорид, 3) этиловый спирт.
Кроме того, могут быть составлены растворы для очистки кинопленок (рецепты):
1 Четыреххлористый углерод 70%
Бензин 30%
2 Метилеихлорид 70%
Толуол 30%
3 Четыреххлористый углерод 50%
Бензин 50%
Для устранения грибковой плесени рекомендованы 1%-ные спиртовые растворы динитротрихлорбензола, динитророданбензола и 1% -ный водный раствор трихлорфенолята. Однако эти растворы могут несколько изменить цветное изображение кинопленки, поэтому пользоваться ими нужно очень осторожно.
Значительно сложнее удалить цветные пятна и налеты. Синие пятна, появляющиеся в случаях, когда кинопленка обрабатывалась в растворе с железосинеродистым калием и промывалась в воде, содержащей окислы железа, удаляют в 2-3%-ном растворе едкой щелочи с последующей промывкой в чистой воде.
Желтовато-белый налет, состоящий из остатков тиосульфата натрия и солей серебра, удаляют окислением изображения с последующим его восстановлением и дополнительной промывкой.
Серебристо-белые пятна, возникшие на кинопленке при сушке спиртом (для экспресс-сушки) или из-за высокой температуры сушки, можно удалить повторной обработкой кинопленки в воде, так как вновь замоченная и высушенная при нормальной температуре обезвоженная желатина принимает обычное состояние.
Можно рекомендовать следующий рецепт для удаления многих пятен и налетов на кинопленке, который составляют из двух растворов, и оба раствора сливают непосредственно перед употреблением.
Рабочий раствор состоит из двух равных частей.
Раствор А
Марганцовокислый калий 5.2 г
Вода до 1 л
Раствор Б
Хлористый натрий 75 г
Серная кислота (уд. вес 1.84) 16 мл
Вода до 1 л
Окисление происходит при температуре раствора 10-20°С в течение 3-4 мин. Образовавшуюся после окисления серебра коричневую вуаль удаляют обработкой кинопленки в 2%-ном растворе бисульфита натрия и затем промывают в воде. После этого кинопленку обрабатывают в энергичном проявителе с малым количеством сульфита натрия, причем проявление ведут на ярком рассеянном свету. Затем следует обычный процесс фиксирования, промывки и сушки.
При чистке фильмов этиловым спиртом нужно проявлять особую осторожность. Он не снимает жировых пятен и, кроме того, сушит кинопленку
Цветные фильмы этиловым спиртом протирать нельзя, так как это приводит к их выцветанию.
Важно правильно хранить фильмы Нормативными термогидрометрическими условиями хранения черно-белых фильмов принято считать температуру 15- 20° С и относительную влажность 60-70%, а для цветных фильмов - соответственно, 15-17° С и влажность 65%. При этих условиях цветное изображение на многослойных кинопленках практически не изменяется.
Следует сказать, что серьезнейшим недостатком всех цветных фильмов является выцветание изображения. При длительном хранении цветного фильма в нем постепенно пропадают синие и зеленые цвета и фильм приобретает общий коричневый оттенок. Распад красителей происходит как при свете, так и в темноте. Наибольшее влияние на сохранность цветного фильма оказывают температура и влажность окружающей среды.
Естественно, что при длительной эксплуатации цветного фильма, многократно проходящего через разогретый фильмовый канал кинопроектора, разрушение красителей происходит значительно быстрее, чем при хранении, и кинопленка выцветает довольно быстро.
При длительном хранении высыхает также основа и эмульсионный слой, что делает пленку хрупкой, так как она теряет свои эластичные свойства Высыхая пленка уже не сохраняет своих размеров - происходит ее усадка. Повышенная хрупкость и усадка приводят к быстрому повреждению перфораций, обрывам и другим дефектам
Поэтому хранить фильмы нужно в специальных (металлических) коробках. Части фильма, имеющие значительную усадку, нужно увлажнять. Для этого изготовляют коробки с двойным дном, между которыми помещают войлочную прокладку, пропитанную специальным увлажняющим раствором.
Рецепт увлажняющего раствор:
Изопропиловый спирт 13 г
Глицерин 40 г
Вода дистиллированная 47 мл
Кроме этого раствора для увлажнения можно применить простой насыщенный раствор поваренной соли, который обеспечивает относительную влажность воздуха около 70 %.
Возможно также использование следующего раствора пригодного для увлажнения черно-белых и цветных кинофильмов.
Рецепт увлажняющего раствора с ацетоном
Ацетон 15 г
Глицерин 25 г
Вода дистиллированная 60 мл
Хранить фильмы можно также в шкафах фильмостатах, в которых помещены гигроскопические материалы (войлок, вата), пропитанные увлажняющей жидкостью.
В заключение нужно сказать несколько общих слов о химико-технологической обработке светочувствительных материалов
В литературе опубликовано большое число самых разнообразных рецептов проявителей с различными фотографическими и эксплуатационными свойствами как для обычных, так и для особых условий обработки кинопленок. При этом в последнее время разрабатывается много новых рецептов проявителей. Такое положение объясняется применением новых, более совершенных проявляющих веществ, а также детальным изучением влияния различных компонентов и добавок к проявляющим растворам
В обычной же практике кинематографии используется все же ограниченное число проявителей, причем наибольшее применение нее еще имеют различные метолгидрохиноновые проявители, как самые стабильные, обладающие разнообразными фотографическими свойствами.
15.07.21
|